Стефани Квирк (Пуна, Австралия — Индия)
фото Лада Орлова
текст Валентина Елина
Кто может стать преподавателем йоги?
Йога – очень личный предмет, она даёт каждому простор для собственного человеческого развития. Она становится полем вашей битвы, и маршрутом индивидуального путешествия. Я бы сказала, любой может стать учителем йоги. Эффективность же каждого в роли учителя будет зависеть от глубины проникновения или озарений, снизошедших на вас в пути.
Многие могут обучать, демонстрировать или иллюстрировать другим инструменты и методологию, необходимые на этом пути, но лишь те, кто способен провести других сквозь тернии и топи собственных препятствий, только они становятся настоящими учителями. И прийти нам нужно в состояние, «из которого следует свобода от карм и причин несчастий». Йога-сутры Патанджали. 4 глава. 30 сентенция. Это мощный переход, он требует невероятной преданности, не просто некоего покорения, но искусного преодоления.
С какими трудностями вы сталкивались, особенно в начале?
Да практически со всеми, на всех уровнях испытаний – физических, ментальных, психологических, в вопросах соответствия и пригодности, веры, сомнений, но, оглядываясь назад, становится ясно, что первичная проблема заключается в невежестве и заблуждении, однако, требуется некоторое время, чтобы заметить это и принять.
Какой самый важный совет вы получили от Гуруджи относительно преподавания?
Пример его фактического присутствия, пожалуй, для меня это самое важное послание о преподавании. Трудно это увидеть, даже когда постоянно находишься в его обществе. Однажды, когда я предположила, что ему, возможно, понадобится передвинуть опору, чтобы выйти из позы, я подошла, чтобы сделать это. Он тихо сказал: «нет, не волнуйтесь, мне ещё 30 секунд осталось «, а он уже пробыл в этой позе больше 20 минут. Меня поразило, что этот человек, который, даже, проведя невероятное количество времени в позе, всегда оставался на эти 30 секунд, он доводил всё до конца и никогда не упускал эти мгновенья – безукоризненная преданность и точность.
Если мы сможем развивать в своей практике такое внимание, такую точность и преданность, это позволит осознавать всё своё развитие — но такое бывает очень редко.
Не могли бы вы вспомнить и рассказать какую-нибудь забавную ситуацию, произошедшую тогда, когда вы только начинали преподавать йогу?
Я видела несколько смешных ситуаций, когда учеников в медицинском классе попросили поставить ногу на опору из высокого табурета для Вирабхадрасаны 3 с поддержкой, те поднимали обе ноги вверх! Существует всегда путаница, которая происходит с направлением тела. Поскольку я путешествую и преподаю в странах, где английский язык не является основным, в процессе перевода часто возникают забавные ситуации.
Вы можете дать несколько советов тем, кто сегодня начинает преподавать?
Не спешите. Да, двигайтесь вперед и преподавайте методологию, все понятнее и подробнее объясняйте технические тонкости, помня, что ведёте других по этому пути, зная, что на то, с чем они столкнутся и на то, что им понадобится, потребуется время. Никогда не спешите превращать преподавание Йоги в профессиональное занятие, вы можете испортить предмет, в особенности для себя лично. Усердно трудитесь, чтобы поддерживать собственное вдохновение. Читайте Йога Сутры 1,33, 35, 36, 37, 38 и 39, и размышляйте о том, что это может означать для вас в вашей жизни, не в академическом смысле, а в качественном понимании стези.