Домашняя практика

Ноябрь/декабрь 2006 №10 Путь познания. Время собирать камни.

Ганготри – священное место в Гималаях, исток Ганга. Побывать здесь – значит смыть с себя грехи.

Наш путь все не заканчивался. Сквозь летящий в лицо снег по узкой тропе меня вез мул. Приближалась ночь. Становилось так холодно, что казалось, добраться до вершины не хватит сил. И уже не беспокоила пропасть на краю дороги, сгущающаяся темнота, мешающий дышать туман и судьба остальных товарищей по приключению. Совсем не осталось мыслей о прожитой жизни и о вечном, когда из тумана выплыл столбик с отметкой 0 км.

Дорога в облака

Ганготри – священное место в Гималаях, исток Ганга. Побывать здесь – значит смыть с себя грехи.

Наш путь все не заканчивался. Сквозь летящий в лицо снег по узкой тропе меня вез мул. Приближалась ночь. Становилось так холодно, что казалось, добраться до вершины не хватит сил. И уже не беспокоила пропасть на краю дороги, сгущающаяся темнота, мешающий дышать туман и судьба остальных товарищей по приключению. Совсем не осталось мыслей о прожитой жизни и о вечном, когда из тумана выплыл столбик с отметкой 0 км.

Честно сказать, трудно было искренне прочувствовать смелое счастье покорения, подумать о предстоящем восходе солнца над великими, вечно покрытыми снегами вершинами самых высоких гор на земле и не было дела до бесконечности, до величия момента. А ведь именно здесь многим давалось просветление и открывались истины. Но пока все сводилось к низменному желанию хоть как-то поддержать привычную температуру тела, чтобы не превратиться в ледышку.

Устало и немного с завистью кто-то посмотрел вслед погонщику и мулу, которые уже спускались обратно к подножью – к теплу и истокам цивилизации. В душе шевельнулась усмешка над собственным авантюризмом.

С нескрываемым удовольствием из грязного от жира подстаканника был выпит масала-чай, разогретый на костре. Скромная каморка на десять человек была признана отелем – с отчаянной и последней надеждой на тепло. Преодолевая сковывающее оледенение, мы вытаскивали из рюкзака вещи и надевали их в совершенно произвольной последовательности. Одеяло натянуто до макушки, спальник застегнут на все пуговицы. Бешено стучит сердце, мутит, издалека долетает еле уловимый звук колокольчика… Обычно путешественники добираются до Ганготри из Ришикеша. Сначала необходимо проделать путь на высоту 3140 м по дорожному серпантину в местном такси- амбассадоре, которое доставит вас в небольшую горную деревушку. Туристы останавливаются в местных гестхаузах и ашрамах вместе с многочисленными паломниками, аскетами, садху.

В Гималаях множество святынь и мест с очень высокой концентрацией энергии, там находятся истоки и слияния священных рек Ганга, Ямуны, Алакананды и других. Существует традиционный маршрут большого национального паломничества «Чар-дам», что переводится как «четыре места встречи с Богом». Маршрут включает Ганготри, Бадринатх, Кедарнатх и Ямунотри. Тому, кто посетит все четыре вершины, проведет там некоторое время в посте и молитве (медитации) и совершит омовение, простятся все грехи, накопленные кармой, и человек получит самоосвобождение. Это состояние описано в высших тантрах, в Тибете его называют дзог-чен, в Индии – мокша. Имен много, а суть одна.

Проснувшись утром, мы обнаружили, что находимся в маленьком, спрятавшемся в соснах селении в ущелье на берегу бурной реки Бхагиратхи. Что-то сказочное и неуловимое, что-то волшебное и загадочное ощущалось во всем: в воздухе, в шуме реки и водопада, в соснах, в бесконечном небе. Стоишь и чувствуешь Вселенную, грандиозность природы. Ты так близко оказываешься к небу, что думаешь об индийских богах как о собственных родственниках. Протекающая здесь река Бхагиратхи – один из истоков Ганга – названа в честь царя, который по легенде стоял посреди деревни на валуне и совершал аскезы, умоляя небесную Гангу сойти на землю и смыть грехи его предков. Сейчас огромный камень – одна из главных местных достопримечательностей.

Мы отправились на Гомукх (4200 м) – кто пешком, кто на муле. Этот ледник и есть место истока Ганга – главная цель нашего паломнического путешествия. За восемь часов трекинга горная тропа то расширялась, то сужалась, то шла вверх, то вниз. За каждым поворотом открывался новый пейзаж, менялась природа – от зелени сосен и кедров через буйство осеннего багрянца и охры к каменистым аскетичным видам высокогорья. Иногда тропа сужалась так, что проводники просили ехавших на мулах пройти пешком. Последние два-три километра до ледника тропы как таковой уже нет, поэтому приходилось продвигаться вперед, перепрыгивая через валуны.

Мы шли и слушали мелодичное журчание Бхагиратхи, постепенно пропало ощущение ног, и ходьба превратилась в медитацию. Появилось чувство, что идешь не по горной тропе, а внутри себя. Нам повезло, и в четыре вечера, когда мы пришли к леднику, солнце еще освещало вершины и облака только начинали собираться на макушках самых высоких гор на Земле. Так бывает редко, обычно становится пасмурно сразу после обеда и снежные вершины прячутся за облака. Здесь берет земное начало великий Ганг – река, священная для всех индийцев. В Ведах говорится, что Ганг пересекает всю Вселенную – и видится нам как Млечный Путь. В стародавние времена, когда первые воды Ганга спустились на Землю, Шива, испугавшись, что столь мощный поток разрушит ее, подставил свою голову под струи низвергавшейся с небес воды. По легенде он и теперь пребывает здесь.

Ледник своей грандиозностью поражает воображение. Разрушительная и одновременно созидательная сила природы ощущается во всем – в падающих камнях, в реве вырывающейся из пещеры реки, в огромных валунах и глыбах зеленоватого льда, в снежных пиках, окружающих долину. А внутри, в душе, наступает настоящая тишина, мыслей нет, есть только созерцание и покой. Во время путешествия к Ганготри как-то помимо воли, совершенно незаметно и естественно, сознание совершает качественный переход на более высокий уровень, который на Востоке именуют просветлением. Правда, побывав «просветленным», вы не начнете творить чудеса и обладать какими-либо сверхвозможностями. Но в душе непременно что-то останется – то, что приближает нас к пониманию главного.  

Номер: Yoga Journal №6 март/апрель 2006
Авторы:  Валентина Елина