Кэрол Хортон. Учитель йоги на пьедестале: психологические хитросплетения взаимоотношений учитель-ученик.
Лучший релакс и духовное развитие — это бесспорно йога.
В недавней статье в Newsweek, «Поклонись Учителю Йоги», учителей йоги распекли как нарцисстичных позеров, а их учеников как созависимых пособников:
Перевод Анна Тарышева
В недавней статье в Newsweek, «Поклонись Учителю Йоги», учителей йоги распекли как нарцисстичных позеров, а их учеников как созависимых пособников:
«В Америке йога стала мейнстримом и хорошо продаваемым культом, а учителя по йоге, в некотором смысле, его представителями. Вот почему нарциссически настроенных личностей может притягивать эта работа… Став учителем йоги, небезопасный человек может позволить себе действовать с духовным превосходством. Но динамика двусторонняя. Чтобы учитель йоги стал напыщенным, студент должен его «раздувать». Йога-прислужники, как и поклонники рок-групп, цепляются за одобрение своих любимых гуру, что и позволяет нарциссизму процветать.»
Довольно жёстко, мягко говоря. Есть ли основания для этого? Или это просто чуть более злая писанина с позиции стандартного непонимания и циничного отношения, которое обычно все эти мейнстримные журналисты испытывают к йоге?
Newsweek определенно преподносит нам несочувствующий взгляд человека извне на тот интенсивный эмоциональный заряд, который часто окружает популярного учителя йоги и его/ее учеников. Но верно и то, что упрямые журналисты могут быть ревностными наблюдателями современной жизни. И в этом случае автор Кейси Шварц замечает нечто важное — многие посвященные в йогу могут принимать благодарность и воспринимать это как должное, как оправдание своего поведения.
На том же занятии, в котором Newsweek разглядел лишь нездоровую динамику отношений «поклонников рок-звезды», многие причастные йоге люди могут видеть исключительно счастливую связь между учителем и учеником, идущую от сердца к сердцу. И хотя, конечно, нет единой истины, я предполагаю, что во многих случаях то, что происходит на самом деле, находится где-то посередине – эти отношения более комплексны и многослойны, чем их описывают те, кто про «всё хорошо» или те, кто про «всё плохо».
От отношений Гуру — ученик к каким отношениям?
Конечно, межличностная динамика на каком-то уровне всегда сложна. Но есть особые вещи про отношения между учителем и учеником в йоге, которые могут сделать это взаимодействие самостоятельным уникальным суровым испытанием.
Одним из наиболее важных факторов является присущая ему двусмысленность. Какова же природа этих отношений? Какими они должны быть? У нас нет четких стандартов или моделей.
Традиционно Хатха-йоге обучали только в контексте строгих обязательств между Гуру и учеником. Сегодня у нас совершенно другая система, но какова она в деталях?
Инструктор по йоге находится в ином культурном пространстве, отличном от культурного пространства инструктора по аэробике или спортивного тренера. Даже если ученики интересуются только «фитнес-йогой», большинство признает, что для других йога может включать не только тело, но и ум и, возможно, даже дух. Даже если это не обязательно воспринимается всерьез, тот факт, что йога является практикой для «тела-ума-духа», составляет известную часть его «брендинга» и привлекательности.
И, наоборот, по словам священников, раввинов, лам или монахов инструкторы по йоге не считаются духовными учителями. Йога, конечно же, не религия, так что это логично. Но верно и то, что учителя йоги обучаются по-разному и имеют так много разных взглядов, привержены настолько разным вещам, что невозможно предположить что-либо об их ориентации на духовность — или о каких-либо «серьезных вопросах» — вообще.
С одной стороны это здОрово, что йога предполагает открытость, нововведения и аутентичность, с другой стороны всё очень запутано.
Это особенно верно, поскольку йога по самой своей природе предлагает людям путь в глубину психологического и эмоционального пространства. Даже если вы начинаете заниматься йогой просто ради того, чтобы поупражняться и / или снять стресс, очень часто, рано или поздно у вас начнут появляться гораздо более интенсивные эмоциональные, психологические переживания и, вероятно, то, что вы можете назвать «духовным» опытом.
Бессознательно тело
Большинство людей не приходят к йоге в поиске чего-либо вроде интеграции тела и ума (я, уж точно, не искал). Но рано или поздно они часто переживают эту интеграцию.
Например, относительно начинающая ученица, возможно, будет входить в Капотасану (позу голубя), доверяя своему учителю, чтобы он провел ее через это интенсивное открытие тазобедренного сустава, доверяя себе, чтобы на мгновение отпустить свой повседневный ум, глубоко дыша, погружаясь в непосредственное переживание позы, когда БУУМ! Кажется, ниоткуда, поднимется мощная волна эмоций и пронесётся прямо сквозь неё.
Pigeon Pose by Candy Barr
В первый раз, когда это случилось со мной, я была абсолютно шокирована. Я понятия не имела, что асана может разблокировать такие сильные чувства.
Но асаны могут, и такое часто происходит. Как объяснил психолог Александр Лоуэн, в то время как “сознание «из головы» (например, рациональность) не имеет прямой связи с бессознательным, сознание «из тела» имеет доступ к нему”. Поэтому, когда люди говорят о йоге как о практике тела-ума-духа, это не просто абстрактная эфирно-сказочная идея. Скорее, это способ концептуализации того, как люди устроены. Глубоко погребенные эмоции, недоступные сознательному разуму, запечатлеваются в наших телах. Эффективная практика асаны может ослабить эти штампы и позволить глубоко погруженным воспоминаниям, мыслям и чувствам войти в наш осознанный опыт.
В психологическом плане это можно было бы назвать сдвигом в сторону интеграции бессознательного и сознательного умов. В традиционно йогических терминах это можно было бы назвать движением к сжиганию кармы.
И, хотя, мы решили поразмышлять об этом, дело в том, что эффективный класс йоги может способствовать высвобождению мощных, но неосознаваемых ранее чувств. Начинающие ученики, скорее всего, не ожидают этого, и даже весьма опытные ученики иногда могут найти поднимающийся материал, очень сложным для работы.
Такая динамика может помещать учителей йоги в пространство перегруженное сложностями межличностных отношений. Вы можете быть великим учителем, давать асаны и знать, как передать ученикам инструменты, чтобы связать тело, ум и дыхание таким образом, чтобы они открывали в себе глубокие и потенциально преобразующие переживания. Это не означает, однако, что вы обязательно имеете какое-либо реальное представление о том, что они испытывают или знаете, как лучше работать с теми эмоциональными силами, которые могут подняться в их практике.
Поставили своего учителя на пьедестал: перенос.
Я определенно видел таких учителей йоги, которых окружали подхалимы и осыпали лестью как рок-звезд, тех, которых раскритиковали в статье в Newsweek. В частности, с известными преподавателями нередко видно, как ученики цепляются за каждое их слово, словно эти учителя являются воплощением какого-то божественного оракула. И даже с местными учителями, которые не известны вообще, я видел, как студенты относились к ним с чувством уважения, достойным самого Далай Ламы, но, похоже, совершенно неверно направленного на них.
И, черт возьми, я тоже признаю это. Я сама водрузила некоторых своих учителей йоги на пьедестал. Я также испытала одно короткое, но интенсивное пылкое увлечение учителем, зная, что это совершенно иррационально. Будучи учеником, я знаю, что значит невольно переводить некоторые сильные эмоции, высвобожденные в практике асаны, на учителя.
С другой стороны, в то время как я никогда не испытывала сильную рок-звездоподобную лесть в роли учителя (ну, хорошо), я чувствовала, что ученики проецируют сильные эмоции на меня, или же делятся интимными откровенностями после занятия, что казалось странным и недозволенным. То есть, у меня есть ограниченное представление о том, как учитель чувствует себя на получающей стороне такой динамики особого порядка.
Хотя я не могу сказать наверняка, моя гипотеза заключается в том, что одна из сильных эмоций, которые возникают у многих учеников, — это неудовлетворенное, бессознательное желание встретиться с идеализированной фигурой учителя/ родителя, которая всё знает, всё любит и всех принимает. Психологически это желание переносится на учителя йоги — не преднамеренно и даже неосознанно, но, тем не менее, мощно.
Фактически, чем более бессознательно происходит этот перенос, тем он более силен. Когда, например, я понимала, что моё увлечение иррационально, чувства все еще оставались, но я смогла быстро отвлечься от них.
Однако, когда я поставила учителя на пьедестал, не осознавая того, что делаю, мне потребовалось гораздо больше времени, чтобы понять, что происходит, не говоря уже о том, чтобы проработать это и двигаться дальше.
Это было особенно верно, потому что (как я поняла позже) учитель, о котором шла речь, сама закрепляла такую динамику — она хотела, чтобы я (и другие ученики) держали ее на пьедестале. Не сознательно, но опять же — тем более мощно. И это, я считаю, именно та причина, по которой ситуация становится особенно проблематичной.
Желание остаться на своём пьедестале: контр- перенос
У ученика происходит разблокировка мощных эмоций, бессознательно он/она переносит их на учителя, а учитель — вместо того, чтобы понять, что происходит, и поработать с этими чувствами надлежащим образом, — спровоцирован желанием укрепить эти проекции, чтобы удовлетворить свои собственные бессознательные эмоциональные потребности. В психологических терминах это называется «контр-переносом».
Итак: Вы ставите своего учителя на пьедестал. И Вам не ведомо, что учитель ваш не является просвещенным существом, а скорее всего он обычный человек с большой долей неуверенности — и в этом случае глубокой неосознанной потребностью в том, чтобы люди восхищались им как исключительным, знающим, высокодуховным или каким-угодно. Поэтому, когда вы и другие ученики смотрите на него с успокаивающим его незащищенность обожанием в ваших глазах, он неосознанно прилагает все усилия, чтобы сохранить эту динамику отношений.
Это можно делать разными методами, от едва уловимых до карательных. Но такова природа подобных отношений, установившаяся динамика может быть довольно сильной — и довольно нездоровой.
Вот почему я считаю, что статья в Newsweek – такая грубая и односторонняя, — идентифицирует важную тему, которую нужно более четко разбирать сегодня в йога-сообществе. Потому что, опять же, с психологической точки зрения, автор статьи был прав, определив нарциссизм ключевой проблемой, способной загрязнять отношения учителя и ученика.
Написанная о взаимоотношениях между профессорами колледжей и их студентами, статья Кэрол Лейки Хесс «Когда Нарцисс преподает: преподавание, наставничество и опасность нарциссизма», также прекрасно относится и к йоге:
«Когда в наличии есть нарциссические черты учителя (грандиозность и потребность в восхищении) и нарциссическая уязвимость ученика (необходимость привязываться к идеализированной личности, которая утверждает и подтверждает ценность), оба будут взаимно укреплять нарциссическую педагогику. Студент получает одобрение; учитель получает угодливого студента и его восхищение.»
И хотя почти наверняка, ни учитель, ни ученик сознательно не хотят, чтобы так происходило, оно может – и, я считаю, тем не менее, слишком часто происходит.
Обратите внимание, что это отнюдь не означает, что этот учитель — «плохой учитель», что отношения полностью негативные, или, что ученик ничему не научился на занятии. Напротив: именно то, что делает эти ситуации настолько запутанными, заключается в том, что обратное может быть – и, вероятно, чаще всего тоже правда. Учитель может быть одаренным инструктором по асанам, отношения могут иметь некоторые действительно позитивные аспекты, и студент мог бы много чему научиться. Тем не менее, в корне, отношения могут быть в любом случае отравлены нарциссизмом.
Эта сложная реальность может быть очень болезненной и трудной для распутывания и проживания. Конечно же, разбираться со всем этим — это само по себе невероятно освобождающее занятие. Это со-зависимые отношения, которые вредны как для учителя, так и для ученика, хотя ученик, будучи менее сильным, обычно страдает больше.
Психология и отношения
Лично я считаю, что для современного йога-сообщества было бы хорошей идеей провести более глубокие дискуссии об изменении характера отношений между учителем и учеником. Это уже не про отношения Гуру-ученик, но про что? И как эти отношения соотносить с теми, в которых мы в идеале могли бы состоять?
Я также думаю, что было бы полезно глубже подумать о том, как западная психология может помочь нам понять природу и потенциальные подводные камни отношений между учителем и учеником. Терапевты специально обучаются распознавать такие проблемы, как нарциссизм, перенос и контр-перенос, а также работать с ними в своей практике. В то время как учителя йоги не являются терапевтами и не должны пытаться ими быть, я думаю, было бы полезно, если бы они тоже глубже ознакомились с этими концепциями.
И наоборот, может быть стоит подумать о том, как лучше всего создать культуру, которая действительно расширяет возможности студентов. Психологически для них не обязательно негативно проходить этап идеализации своих учителей — при условии, что он является переходом к большей независимости и расширению прав и возможностей, а не встраиванием в колею зависимости и иллюзии. Как лучше всего поддерживать такой процесс, это большой вопрос для изучения.
К счастью, способ преподавания йоги сегодня, как правило, имеет прочную встроенную защиту от злоупотреблений, которые могут возникать, когда отношения между учителем и учеником действительно выходят из-под контроля. Поскольку они, как правило, вместе только во время занятий, они не подвержены сумасшедшей интенсивности, которая может возникнуть в живущем совместно сообществе. (Разумеется, это не означает, что ашрамы или сообщества совместного проживания по своей сути плохи, а только то, что потенциал перерастания нездоровых отношений в действительно оскорбляющие, очевидно, выше).
Надеюсь, критика, подобная той, что прозвучала в статье в Newsweek, может стать возможностью для североамериканского йога-сообщества глубже задуматься о динамике своих отношений, а не отсиживаться в фургонах — или жестоко отбиваться. Джек Корнфилд проницательно пишет о том, как духовным общинам всегда приходилось иметь дело с еще более неприятными проблемами учителей и учеников, и советует:
Когда мы выставляем напоказ грязное белье, давайте не судить поспешно. Безличные силы идеализма и инфляции, глубины иллюзии и страха, тонкости самообмана и амбиций являются частью нашей человеческой природы. Греческие пьесы, индийские Веды, африканские племенные мифы, дзэн-коаны борются с этими силами, которые сформировали нашу человеческую братию с древних времен. Верить в духовную жизнь без тени, куда никогда не забредает Мара, всё равно, что представить небо, где солнце всегда остается в зените.
Оригинал взят здесь
https://www.elephantjournal.com/2011/02/yoga-teacher-on-a-pedestal-psychological-conundrums-of-the-teacher-student-relationship/